Русский флот не знал более победоносного адмирала, чем Федор Ушаков. Под командованием талантливого стратега был завоеван Крым и из Средиземноморья изгнаны французы. За всю карьеру флотоводец не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля. А как известно, все в нас закладывается в детстве. Так и Ф.Ф.Ушаков не стал исключением.
Он родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково (сейчас Рыбинский район Ярославской области). Его отец стратега, Федор Игнатьевич, служил сержантом лейб-гвардии Преображенского полка, пока не получил отставку, а мать Параскева Никитична занималась ведением домашнего быта. Воспитанием будущего адмирала занимались его дядя Феодор Санаксарский и старик-односельчанин, служивший еще в петровском флоте. Ушаков с детства грезил мечтой о море, так как сухопутные забавы казались ему скучными. Стратег с юных лет любил паруса и воду, не было для него занятия отрадней, чем вырезать из дерева игрушечные корабли. Односельчане часто захаживали в дом к Ушаковым, чтобы полюбоваться на творения талантливого рукодельника.
В своем рисунке я изобразила момент, когда юный адмирал запускает в первое плавание деревянный игрушечный корабль. На него с любовью смотрят его родители. Первый спуск судна на воду это всегда событие, окутанное тайной. Атмосферу загадочности передают в рисунке горящие свечи, теплое охристое освещение и отражение родителей в зеркале. Как олицетворение благого начинания, я нарисовала ангела, благословляющего ребенка.
Таким мне видится начало военно-морского пути адмирала Ф.Ф.Ушакова, который возродил силу и значение морской армии и принес своей стране множество побед.
Одно из известных морских сражений адмирала произошло около города Керчь 8 июля 1790 года.
Турецкий флот, который насчитывал 10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 вспомогательных судов. Он шёл из Турции для высадки десанта в Крыму. Его встретил русский Черноморский флот (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 16 вспомогательных судов) под командованием Ушакова.
В своем рисунке я изобразила момент боя, когда в разгоревшемся сражении оказалось, что ядра с русских фрегатов, поставленных в линию из-за недостатка линейных кораблей, не долетают до неприятеля. Будучи уже на ветре флагманский корабль, стал передовым. Для создания атмосферы боя, я использовала красные и серые оттенки.
Мне кажется, что Керченское морское сражение показывает Ф.Ф.Ушакова хорошим главнокомандующим. Он активно участвовал во всех эпизодах сражения, находясь в самых ответственных и опасных местах, являя подчинённым образец храбрости, личным примером побуждая их к решительным действиям.
«Не хлебом единым жив человек». Мне кажется что это выказывание можно отнести к жизни великого адмирала Ф.Ф.Ушакова.
Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 в сельце Бурнаково (сейчас Рыбинский район Ярославской области), четвёртым из семи детей, в небогатой дворянской семье, ведущей свою родословную от касожского князя Редеди, убитого в поединке с князем Мстиславом Владимировичем Храбрым; был крещён в церкви Богоявления на Острову в селе Хопылево. Отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710—1781), был сержантом лейб-гвардии Преображенского полка в отставке, мать — Прасковья Никитична (1713—1770), урождённая Ушакова, приходившаяся собственному мужу пятиюродной тёткой, занималась ведением домашнего быта, дядя — старец Феодор Санаксарский занимался воспитанием будущего адмирала.
Однажды местный охотник Прохор предложил Федору сходить с ним на медведя, и мальчик, ни секунды не колеблясь, заявил мужчине, что пойдет на зверя, только если встретит его на воде.
В ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов Ф. Ф. Ушаков сделал серьёзный вклад в развитие тактики парусного флота. Опираясь на совокупность принципов подготовки сил флота и военного искусства, используя накопленный тактический опыт, Ф. Ф. Ушаков без колебаний перестраивал эскадру в боевой порядок уже при непосредственном сближении с противником, минимизируя таким образом время тактического развёртывания. Вопреки сложившимся тактическим правилам нахождения командующего в середине боевого порядка, Ушаков смело ставил свой корабль передовым и занимал при этом опасные положения, поощряя собственным мужеством своих командиров. Его отличали быстрая оценка боевой обстановки, точный расчёт всех факторов успеха и решительная атака. В связи с этим, Ф. Ф. Ушакова по праву можно считать основателем русской тактической школы в военно-морском деле.
Поэтому на своем рисунке я изобразила Ф.Ф.Ушакова, изучающего Южную бухту в Севастополе, для более рационального ее использования. Поскольку по окончании войны Ушаков, продолжая командовать Черноморским флотом, вплотную занялся строительством Севастопольского порта. Я постаралась в рисунке передать неукротимый морской ветер, который подчеркивает душевные сомнения и тревоги адмирала, его неспокойную жизнь.
Как личность, Ф.Ф.Ушаков мне нравится, потому что за всю свою жизнь он сделал много хорошего для людей и страны.
Многими славными людьми славиться земля Русская. Людьми, кто не щадя живота своего много всего делают для своей родины, посвящают свою жизнь отчизне. Одним из таких людей по праву считается адмирал Ф.Ф.Ушаков.
С детства он грезил морем, окончив Морской кадетский корпус четвёртым в выпуске, служил на Балтийском флоте, принимал участие в качестве главнокомандующего в русско-турецкой войне. По окончании войны Ушаков, продолжая командовать Черноморским флотом, вплотную занялся строительством Севастопольского порта. Под его руководством строились казармы, госпитали, дороги, рынки, устраивались колодцы, была перестроена соборная церковь Св. Николая, учреждены перевозы через бухты, устраивались загородные гулянья. В ноябре 1792 года Ушаков был вызван Екатериной II в Петербург. Весной 1793 года он вернулся в Севастополь, 2 сентября 1793 был произведён в вице-адмиралы.
Адмирал Фёдор Ушаков, по оценкам военных историков, выступил реформатором морского боя. Не отходя от общих принципов линейной тактики, он активно импровизировал, действовал непредсказуемо, ломал стереотипы. Он предоставлял командирам кораблей немалую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более быстроходным и маневренным. Нередко применял нестандартные приёмы, нарушал установленные традиции ведения боя. Например, выделял из лёгких быстроходных кораблей резерв, ранее не предусмотренный во флоте. В результате корабли, находившиеся под его командованием, двигались быстрее, а стреляли точнее. Своими непредсказуемыми действиями Ушаков вносил хаос в линию противника. При этом в его флотилии построение не нарушалось. Новаторские идеи Ушакова и их реализация произвели уникальный эффект. Адмирал не проиграл ни одного сражения. Слава о непобедимом Ушакове гремела по всей Европе. Его признавали даже англичане, ревнивые к своему авторитету на морях. Правда, приоритет они отдавали своему знаменитому соотечественнику — Горацио Нельсону. Однако экскурс в историю показывает, что Нельсон во многом шёл по стопам Ушакова.
В своем рисунке я изобразил Ф.Ф.Ушакова за плечами которого находиться древний, стратегически важный и по сей день город – герой Севастополь. Я попытался изобразить самые яркие, значимые архитектурные мотивы города.
Наряду с образом героя обороны Севастополя адмирала Павла Нахимова, образ флотоводца адмирала Ушакова является символом славы и победоносных традиций российского флота.
Каждый человек хоть раз в жизни принимал важные решения, касающиеся своей судьбы. Выдающиеся люди вынуждены принимать решения за других, спасая их или делая их жизнь лучше. Такие лидеры, заботящиеся о людях, несущие просвещение в народ, становятся святыми. Одним из таких выдающихся людей был адмирал Ф.Ф.Ушаков. Про Ф. Ф. Ушакова современники говорили, что он был очень набожен и добр, но вспыльчив, настойчив и справедлив. Был весьма строг с офицерами, но любим матросами. Имел уважение и у турков, которые называли его паша Ушак. Его именитые современники Суворов и Нельсон отзывались о нем весьма оригинально, подчеркивая его самостоятельность в действиях и решениях, а также беспрецедентную храбрость адмирала.
На своем рисунке я изобразила Ф.Ушакова в утренних лучах солнца, когда он всматриваясь в даль думает о предстоящем сражении. Восход у меня символизирует зародившуюся тактику предстоящего сражения, планы о развитии Севастопольского порта. Ведь как известно в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов Ф. Ф. Ушаков сделал серьёзный вклад в развитие тактики парусного флота. Опираясь на совокупность принципов подготовки сил флота и военного искусства, используя накопленный тактический опыт, Ф. Ф. Ушаков без колебаний перестраивал эскадру в боевой порядок уже при непосредственном сближении с противником, минимизируя таким образом время тактического развёртывания. Вопреки сложившимся тактическим правилам нахождения командующего в середине боевого порядка, Ушаков смело ставил свой корабль передовым и занимал при этом опасные положения, поощряя собственным мужеством своих командиров. Его отличали быстрая оценка боевой обстановки, точный расчёт всех факторов успеха и решительная атака. В связи с этим, Ф. Ф. Ушакова по праву можно считать основателем русской тактической школы в военно-морском деле.
Мне кажется, что таких людей, как Ф.Ф.Ушаков не хватает в наше непростое время виртуально-технологического прогресса.
Все мы когда-то были маленькими детьми. У нас были любимые игрушки, игры, увлечения. Нас окружали родители, родственники и друзья. Мы жили в своем маленьком мире, который потом влияет на всю нашу жизнь. Как говориться: «Все мы родом из детства». Так и великий адмирал Ф. Ф. Ушаков перенес свои детские увлечения во взрослую жизнь.
Федор Федорович Ушаков родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково (сейчас Рыбинский район Ярославской области). Отец стратега, Федор Игнатьевич, служил сержантом лейб-гвардии Преображенского полка, пока не получил отставку, а мать Параскева Никитична занималась ведением домашнего быта. Воспитанием будущего адмирала занимались его дядя – старец Феодор Санаксарский (сержант в отставке и дворянин) и старик-односельчанин, служивший еще в петровском флоте. Ушаков с детства грезил мечтой о море, так как сухопутные забавы казались ему скучными.
Стратег с юных лет любил паруса и воду, не было для него занятия отрадней, чем вырезать из дерева игрушечные корабли. Односельчане часто захаживали в дом к Ушаковым, чтобы полюбоваться на творения талантливого рукодельника.
Именно все эти трогательные моменты я попыталась передать в своей работе. На рисунке я изобразила юного Федора Ушакова с самодельным кораблем в руках, который он несет к реке, чтобы отправить в плавание. За спиной у мальчика, как крепкая скала, надежная опора, с благословенным жестом стоит его духовный отец, единомышленник и просветитель дядя – старец Феодор Санаксарский. Мне кажется, что будучи человеком прозорливым, дядя разглядел в мальчике большой потенциал для служения Родине. Поэтому всячески поддерживал увлечение кораблями и военными баталиями. На заднем плане я изобразила храм Богоявления "На Острову", где принял крещение Фёдор Ушаков. Что бы передать светлое, оптимистичное настроение героев, в рисунке я использовала светлые, яркие тона.
Мне симпатичен Ф.Ф.Ушаков своей целеустремленностью, преданностью делу и Родине. Я бы хотела развить в себе эти качества.
Одним из ярких морских сражений стал морской бой у мыса Тендра. Утром 28 августа 1790 года турецкий флот под командованием молодого капудан-паши Гуссейна, состоявший из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 мелких судов, стоял на якоре между Гаджибеем и Тендровской косой. Неожиданно для противника со стороны Севастополя был обнаружен российский флот, идущий под всеми парусами в походном ордере трёх колонн, состоявший из 10 линейных кораблей, 6 фрегатов и 21 более мелких судов под командованием Ф. Ф. Ушакова.
В ходе боя Ушаков применил так называемый «корпус резерва», оправдавший себя в Керченском сражении, который впоследствии получит дальнейшее развитие. В максимальной степени использовалась огневая мощь кораблей и фрегатов за счёт сокращения дистанции залпа. Учитывая тот факт, что боевая устойчивость турецкого флота определялась поведением командующего и его флагманов, главный удар наносился именно по флагманским кораблям противника.
В своем рисунке я изобразила именно этот момент. Так небо озарено желто-красным заревом боевого огня. Это контрастирует с холодной по гамме успокаивающей синеве воды, родной стихии Ф.Ушакова. Левый турецкий корабль подбит русским фрегатом, и оба корабля от боевого удара наклонились в разные стороны. На переднем плане рисунка я изобразила уцелевших матросов с подбитого корабля, которые пытаются спастись в шлюпке. Всю суматоху, страсть и опасность морского боя я попыталась передать с помощью беспорядочно пенящихся волн и зеленоватого дыма.
Стоит отметить и то, что Федор Федорович первым в истории нарушил все законы морского боя. Ушаков активно участвовал во всех эпизодах сражения, находясь в самых ответственных и опасных местах, являя подчинённым образец храбрости, личным примером побуждая их к решительным действиям. При этом он предоставлял младшим флагманам и командирам кораблей возможность поступить «каждому по способности случая», не сковывая их инициативы. В ходе сражения со всей очевидностью сказалось преимущество в морской выучке и артиллерийской подготовке русских моряков. Кроме того, их стойкость и мужество значительно способствовали достижению победы.
На картине изображен Ф.Ф.Ушаков вместе со своим боевым товарищем во время строительства Севастопольского порта. Они обследуют берег, планируют строительство береговой крепости, возможности дальнейшей обороны города.